Перейти к содержанию

27.12.2011

Требования К УСТАНОВКЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Требования К УСТАНОВКЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Электродвигатели устанавливают с учетом того, чтобы доступ к ним для осмотра и ремонта был удобен. Шкивы, муфты и передачи ограждают. Корпуса электродвигателей в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных заземляют. Вибрация оборудования, Фундаментов и частей зданий не должна превышать допустимых значений.

Проходы между фундаментами или корпусами электродвигателей, ^ежду электродвигателями и частями здания или оборудования принимаются равными не менее 1 м в свету. Допустимы местные сужения Проходов между выступающими частями электродвигателей и оборудования или строительными конструкциями до 0,6 м.

Машины малой мощности (до 10 кВт) напряжением до 1000 В Разрешается устанавливать при сужении проходов в свету до 0,6 м, ^° Расстояние от корпуса машины до токоведущих частей щита при том должно быть не менее 1 м.

Расстояние в свету между машиной и стеной здания или между параллельно установленными машинами при наличии прохода с другой стороны не менее 0,3 м.

Электродвигатели и аппараты, за исключением закрытых, а сопротивления и реостаты всех исполнений размещают на расстоянии не менее 1,5 м от сгораемых конструкций зданий.

Кабельную муфту или трубу с проложенными в ней проводами нужно подводить непосредственно к коробке контактных зажимов электродвигателя; в противном случае провода, кабели на незащищенном участке дополнительно изолируют и защищают от механических повреждений (гибкие металлические рукава, резиновые трубы и т. п.).

Провода или кабели типов АНРГ и АВРГ, прокладываемые на высоте, доступной для прикосновения, рекомендуется помещать в металлические трубы. Размеры труб выбирают в зависимости от числа и площади поперечного сечения проводов, а также от сложности прокладки.

В стальных тонкостенных водогазопроводных (газовых) трубах с условным проходом 15 мм или в стальных электросварных трубах с наружным диаметром 20 мм рекомендуется прокладывать до пяти одножильных проводов марок АПВ, АПРТО и АПР, до четырех проводов с площадью сечения 4 мм2 и до трех проводов с площадью сечения 6 мм2 при длине труб 20 м и более. В этой же трубе можно проложить два кабеля марок АНРГ и АВРГ с площадью сечения жилы 4 мм2 и три кабеля с площадью сечения жилы 2,5 мм2.

В газовых трубах с условным проходом 20 мм или в стальных электросварных с наружным диаметром 26 мм число прокладываемых одножильных проводов тех же марок в 2 раза больше; в них же можно прокладывать три провода с площадью сечения 10 мм2 или четыре кабеля с площадью сечения жилы до 6 мм2. В таблице 20.2

Табл. 20.2. Выбор проводов и труб для их прокладки к электродвигателям

Габарит электродвигателя Мощность электродвигателя, кВт Площадь сечения провода марки АПВ, мм2 Условный проход стальных труб, мм Примечание
Выбранных поРасчету Выбранных по штуцеру
1…3 От 0,4 до 4,0 4X2,5 15 20 Штуцер с внутрен-
4 2,2; 4,0 4X2,5 15 25 Ней и внешней
5 4,0; 5,5; 7,5; 10 3X4+1X2,5 15 20 Резьбой
13 3X6+1X4 20 25
6 7,5; 10 3X4+1X2,5 15 32
6 13 3X6+1X4 20 32 Штуцер с внешней
6 17 3 X 10 + 1 X 6 25 32
7 15 3X6+1X4 20 32 Резьбой
7 17 3X10+1X6 25 32
7 22; 30 3 X 16 + 1 X 10 25 32
8 22; 30 ‘3X16+1X10 25 50
8 40 3 X 25 + 1 X 16 32 50-

Даны некоторые рекомендации по выбору проводов и труб для них в зависимости от мощности электродвигателя.

СПОСОБЫ УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

В зависимости от мощности электродвигателя и от назначения электросиловой установки двигатель может быть установлен на фундаменте, на раме, на корпусе машины, на кронштейне (рис. 20.6,а) или на консолях (рис. 20.6,6) в стене или потолке.

Двигатель мощностью от 10 кВт и выше устанавливают на фундаментах. Ориентировочно принимают, что при равномерной нагрузке (насосы, вентиляторы, многие машины с вращательным движением) масса фундамента должна быть равна 10-кратной массе двигателя. В случае более тяжелых режимов (частые реверсирования, колебания нагрузки и т. п.) массу фундамента выбирают не менее чем в 20 раз превышающей массу двигателя.

Площадь опорной поверхности определяется массой фундамента и электродвигателя или всего агрегата и допустимым давлением на грунт: на глину и суглинок —25 Н/см2, на мелкий песок —20, на крупный песок —35, а на гравий и гальку —50 Н/см2.

Кирпичные фундаменты выполняют на растворе из цемента и песка (1:3), который затвердевает в течение 5…7 дней, а бетонные —на составе из цемента, речного песка и мытого гравия (1:3:5) при выдержке 10 дней. Отверстия под фундаментные болты делают при помощи деревянных конических пробок, которые вынимают через 15…20 ч после окончания кладки бетона.

Р На готовом фундаменте размещают салазки с болтами, выверяют установку ватерпасом, заливают болты раствором, состоящим из одной части цемента и одной части песка, и выдерживают в течение 6…7 дней. После этого устанавливают и выверяют электродвигатель.

При устройстве фундамента для агрегата (насосного, компрессорного и т. п.), имеющего общее основание — раму или плиту, делают шаблон из досок или толстой фанеры с отверстиями под фундаментные болты. Для этой цели шаблон подкладывают под раму или плиту и размечают отверстия для болтов.

Салазки выравнивают по ватерпасу в продольном и поперечном направлениях, подкладывая железные клинья и пластины. Затем затягивают болты, поверхность фундамента заливают слоем (до 1 см) цементного раствора, заделывают все неровности и просветы между фундаментом и салазками.

После укрепления салазок приступают к выверке валов двигателя и рабочей машины. Валы должны быть параллельны друг другу, а середины шкивов находиться в одной плоскости. Для этого (рис. 20.7,а) концы шнура прикрепляют к краю шкива рабочей машины так, чтобы шнур касался края обода, и прикладывают к краю шкива двигателя. Если валы параллельны, то шнур при натягивании и постепенном подведении его к шкиву двигателя должен касаться одновременно четырех точек (J…4).

При различной ширине шкивов находят их середины и мелом проводят среднюю линию на обоих шкивах. По этим линиям и выверяют параллельность расположения вала при помощи шнура. Когда расстояние между электродвигателем и рабочей машиной небольшое, для этой цели используют линейку. Закрепляют двигатель, предварительно надев ремень на его шкив.

При выверке валов электродвигателя и машины, соединяемых муфтами напрямую, применяют вспомогательные скобы которые закрепляют на валах двигателя и машины. Проворачивая валы двигателя и машины в одном направлении и пользуясь прокладками из жести и полосового железа, добиваются, чтобы расстояния А И Б Между скобами оставались одинаковыми в любом положении валов.

 УСТАНОВКА ПУСКОЗАЩИТНОЙ АППАРАТУРЫ

В соответствии с «Правилами устройства электроустановок» аппараты авления и защиты рекомендуется располагать по возможности ближе к электродвигателю, в местах, удобных для обслуживания. | В установках с постоянным обслуживающим персоналом и расположением аппаратов управления в месте, не обозреваемом оттуда, где размещен механизм, необходимо кнопки пуска и остановки электро-:игателя располагать непосредственно у механизма, предусмотреть сигнализацию или звуковое оповещение о предстоящем пуске, устанавливать вблизи электродвигателя и приводного механизма аппарат для аварийного отключения электродвигателя, исключающий возможность дистанционного пуска.

На корпусах аппаратов управления и разъединяющих аппаратов должны быть нанесены четкие знаки, позволяющие легко распознавать включенное или отключенное положение рукоятки аппарата.

На каждом аппарате защиты должна быть надпись, указывающая номинальный ток аппарата, токи уставки расцепителя или нагревательного элемента в тепловом реле магнитного пускателя, номинальный ток плавкой вставки. Эта надпись может быть нанесена на схеме, которую вывешивают вблизи места установки защитных аппаратов.

Выполнение проводки от пускателя к электродвигателю. Магнитный пускатель и кнопочная станция укреплены на скобах Z-образного перфорированного профиля >ши на скобах из стальной ленты шириной 40 и толщиной 2 мм. Скобы крепят на стенах дюбель-гвоздями или дюбель-винтами. При монтаже пускатель укрепляют на трубе, к нему присоединяют скобы и на стене (основании) размечают центры крепежных отверстий. Затем скобы и пускатель снимают, высверливают гнезда для дюбелей, укрепляют скобы и устанавливают пускатель. После этого к гнезду сальника подводят трубу и, сгоняя с нее муфту, скрепляют трубу с пускателем. Муфту закрепляют контргайкой.

Аналогичным образом на скобах, выполняемых из полос 25 X 2 мм, устанавливают кнопочные станции, пакетные выключатели и т. п. Во всех случаях расстояние от аппарата до стены (основания), то есть длина боковых стоек скобы, должно быть 60 мм.

Особенно тщательно следует заделывать провода и кабели при I вводе их в пускатели и кнопки. При сгоне муфты с закрепленной T подводящей трубы на гнездо сальника пускателя на резьбу необходимо. Наложить паклю, пропитанную суриком.

При соединении корпуса пускателя защищенного исполнения с трубой на нее сначала навертывают заземляющую гайку (зубцами к кверху), а затем устанавливают пускатель и закрепляют второй гайкой. Кабель или провода в пускатель (и кнопки) защищенного исполнения вводят через полиэтиленовую шайбу, а пускатель и кнопки пылеводонепроницаемого исполнения — через сальник с уплотняющей Р резиновой шайбой (рис. 20.10).

Установку автоматов и вводы в них выполняют так же, как и для магнитных пускателей.

 ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПО КОНСТРУКТИВНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ

Электродвигатели, устанавливаемые в помещениях с нормальной средой, как правило, должны иметь исполнение IP00 и IP20 . При установке на открытом воздухе должно быть исполнение не менее IP44, или специальное, соответствующее условиям работы. Если в помещениях возможно оседание пыли или других веществ на обмотки.

 Рекомендуемые типы Электродвигателей в зависимости от категории помещений

Категория помещения по условиям Примерный перечень помещений Степень защиты Рекомендуемые двигатели
Окружающей среды

Сухое (относительная влажность не превышает 60%, температура 30°С)

Влажное (пары, конденсирующаяся влага выделяется временно, в небольших количествах, относительная влажность более 60%, но не превышает 75%, температура не выше 30°С)

Сырое (относительная влажность длительно превышает 75%, температура не выше 30°С)

Особо сырое (относительная влажность воздуха близка к 100%: потолок, стены и другие предметы в помещении покрыты влагой)

На открытом воздухеОтапливаемые склады, инкубатории, помещения для обслуживающего персонала ферм, подсобные помещения в ремонтно-механиче-ских мастерских и пр.

Неотапливаемые склады, залы столовых, отапливаемые подвалы и т. д.

Овощехранилища, доильные залы, молочные, коровники, птичники, свинарники и т. д.

Моечные кормоцехов и другие подсобные помещения. • Наружные установки. Сараи, навесы и неотапливаемые помещения с температурой, влажностью и составом воздуха, не отличающимися от наружных условийПо ПУЭ IP00…IP20

IP20…IP22

IP33 Не менее IP43

Не менее IP44Однофазные с пусковым сопротивлением типа АОЛБ 0…3 габаритов; трехфазные основного исполнения типа 4А А0Л2 1…3 габаритов, типа АО2 3…9 габаритов; трехфазные с повышенным скольжением типа АОЛС2 1…3 габаритов, типа АОС2 3…9 габаритов; трехфазные с повышенным пусковым моментом типа АОП2 4…9 габаритов

Трехфазные сельскохозяйственного исполнения типа 4А, А02-СХ 3…7 габаритов серии Д

То же

Трехфазные серии 4А, А02 во влагомо-розостойком исполнении 3…9 габаритов. Сельскохозяйственного исполнения типа 4А, А02-СХ, серии Д

То же

Что будет приводить к нарушению охлаждения электродвигателя, то ‘ его исполнение должно быть не менее IP44, или продувное с подводом чистого воздуха. В сырых и особо сырых местах нужно использовать электродвигатели, имеющие исполнение не менее IP43 и изоляцию, рассчитанную на противодействие сырости и пыли (со специальной обмазкой, влагостойкую и т. д.). Для помещений с химически активными парами или газами исполнение двигателя должно быть не менее IP44, или продуваемое с подводом чистого воздуха. Допускается применять двигатели с исполнением не менее IP33, но гс химически стойкой изоляцией и с закрытием голых токоведущих частей колпаками или другими защитными средствами.

Если в обмотки двигателя заложены температурные индикаторы, то выводы от них должны быть расположены на специальных шитках, обеспечивающих удобство проверки и измерений.

Следует особо следить за условиями охлаждения электродвигателей. Нельзя при работе электродвигателя закрывать его чехлами или коробами от пыли и брызг, поскольку из-за этого сильно ухудшаются условия его вентиляции.

 

Поделитесь своими мыслями, оставьте комментарий.

(required)
(required)

Внимание: HTML допускается. Ваш e-mail никогда не будет опубликован.

Подписка на комментарии

*